?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Северо-Крымский канал
мыслитель
mnp70
Как всё в жизни,удивительно буднично и просто!Строительству канала мешало условное на то время административное деление.Как разделили-так и изменили.Удивило другое:китайцы уже в Крыму! Это
в комментах.Они очистили запущенную оросительную систему и собирают урожаи зерновых и овощей!
Появились сообщения о сооружении Китаем морского глубоководного канала с морским портом международного
класса.Якобы Янукович подписал договор на 3млрд $ во время визита в Китай после отказа от ассоциации с ЕС и переговоров с Путиным.Что-то замолчали об этом,а договор-то между Китаем и Украиной-какие же там
российские войска?Там такой клубок отношений,что с ходу не решить,а нам хочется быстро и сразу всё! Не
выйдет сразу,придётся ждать.


Оригинал взят у oadam в К юбилею передачи Крыма
Сегодня исполняется 60 лет, как 19 февраля 1954 года, был подписан указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Сегодня, также, депутат Верховного Совета Крыма от Партии Регионов Николай Колисниченко заявил о необходимости возвращения Крыма России.
   Когда всё это закончится, Колисниченко, конечно, накажут и никаким депутатом он больше не будет. Да он и сам это знает - он уже старенький, подзаработал перед уходом на пенсию, и наверное правильно сделал (остальные депутаты ВС Крыма могут не дёргаться, поезд ушел, и это больше не оплачивается) . А я решил напомнить, как Крымская область передавалась из Российской СФСР в  Украинскую ССР.

   По официальной версии, это государственное решение в целях укрепления многовековой дружбы украинского и русского народа. По другой – случайный подарок Никиты Хрущева ко Дню рождения своей супруге-украинке. По третьей – Хрущев тем самым хотел заручиться поддержкой секретарей украинских обкомов. По четвертой – потому, что Хрущев просто волюнтарист, и ему беспричинно захотелось вот так.
     На самом деле, всё гораздо проще и прозаичнее – причиной передачи Крыма стало строительство Северо-Крымского канала.
канал01

    До 60-х годов прошлого века степной Крым представлял собой довольно унылое зрелище: выжженные солнцем сухие степи и крымское предгорье, испещренные сетью грунтовых дорог, пыльных летом и практически непроходимых зимой. И редкие и неухоженные населенные пункты, в большей половине которых вода была малопригодна для питья. Её брали из прудов и речушек, да и те уже к середине лета высыхали. Запас колодцев с качественной водой был мизерным, и доставать воду приходилось с трудом из большой глубины.

    После сильной засухи 1833 года и наступившего за ней голода, недостаточная водообеспеченность Тавриды была признана официально, и начался поиск новых источников водных ресурсов. Решение лежало на поверхности – использовать воды Днепра путём строительства канала. Однако денег на это (около 40 миллионов царских рублей по ценам конца XIX – начала XX) взять было негде.
    Окончательно решить проблему обеспечения Крыма пресной водой взялись лишь при Советской власти, и 21 сентября 1951 года, в центральной газете ЦК КПСС «Правде» появилось постановление Совета министров СССР «О строительстве Каховской ГЭС на реке Днепр, Южно- Украинского и Северо-Крымского каналов и об орошении земель южных районов Украины и северных районов Крыма».
    Но встал вопрос: «А кто будет управлять строительством этой крупнейшей в Европе водной артерии по снабжению степного Крыма днепровской водой?» Если вы думаете, что это не проблема, то вы ошибаетесь. По мере роста советской экономики, множилось количество отраслевых министерств и межотраслевых ведомств, что к середине 1950-х годов привело к вопросу её управляемости.
    Министерства в СССР подразделялись на общесоюзные (руководили порученной им отраслью на всей территории СССР) и союзно-республиканские (руководили соответствующими отраслями на территории союзной республики). Но даже теми проектами, которые находились в союзном подчинении, непосредственно управляли министерства тех республик, на территории которых эти объекты строились.
Северокрым_канал

    Пока шли проектные и геологоразведочные работы, этот вопрос остро не стоял, но к 1954- му году был подготовлен проект строительства первой очереди водной артерии. Это требовало привлечения не только десятков тысяч рабочих, но и техники: грейдеров, земснарядов, дорожных машин, шагающих экскаваторов. Строительство нужно обеспечивать кабелем, шифером, связью, электричеством, наконец. Одновременно с Северо-Крымским каналом было решено было строить параллельное каналу добротное и современное по тем временам асфальтированное шоссе.
    С Каховской ГЭС и Южно-Украинским каналом было всё понятно – была создана новая организация «Укрводострой», которая находилась в оперативном подчинении Совета министров УССР. Кроме того, в УССР существовал «Днепрострой», который в 1927-1932 годах возводил Днепровскую ГЭС.
    А Северо-Крымский канал кто строить будет? В РСФСР была подобная «Днепрострою» организация – «Дальстрой», которая строила Волго-Донской канал. Но «Дальстрой» подчинялся НКВД, и Волго-Донской канал строился силами зэков.
0261034054

   Чтобы Совет министров УССР руководил объектом, строящимся на территории РСФСР – такого в советской истории не было (как и наоборот, впрочем). А доводить строительство Северо-Крымского канала до границы Крыма, а потом передавать его строительство в оперативное управление Совета министров РСФСР – это просто глупо.
    Кроме того, проблема управлением анклавом РСФСР из Москвы существовала и до этого, и было очевидно, что из Киева руководить Крымской областью гораздо удобнее. Вот тогда Хрущеву и пришла в голову идея разом решить все административные и технические вопросы, и подчинить Крымскую область той административной союзной единице, к которой она ближе.

     Да и какая, собственно, разница, какой союзной республике административно подчиняется Крым, если Советский Союз один, и он нерушим? А тут и 300-летие Переяславской рады очень удачно подвернулось.
   И уже на Киев в последующие годы легли проблемы обустройства Крыма. Вроде решения 1958 года о проведении беспрецедентного в Европе горного эксперимента – постановление Совета министров УССР «О строительстве троллейбусной линии Симферополь-Алушта-Ялта», да и многих других.
11331973

    Так что на судьбу Крыма повлияло не стремление еще больше сблизить русские и украинские народы. И не романтичное желание сделать приятное жене-украинке. И не волюнтаризм Хрущева. На передачу Крымской области повлияло унылое хозяйственное решение о строительстве Северо-Крымского канала, только после появления которого в начале 60-х, Крым
стал «краем садов и виноградников».

    И для самого полуострова этот канал гораздо важнее, чем украинская или российская административная принадлежность Крыма, уж поверьте мне – я там жил, я знаю…

  • 1
Историю эту знаю... а вот насчёт китайцев - сюрприз)

Странно в политике:вытаскивают какие-то документы по мере надобности.Нельзя собрать все подписанные договоры в кучу?А то вдруг всплыло Соглашение США-Великобритания-Россия-Украина о невмешательстве по случаю сокращений атомных вооружений.Теперь вот о присоединении Крыма к Украине.Ещё наверное что-то под столом.

  • 1